Головные уборы – историческая справка

6b105875879b

«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна...» Кристиан Гентер.

Все мы знаем, когда мы знакомимся с человеком, мы оцениваем его не только по уму и характеру, но в первую очередь обращаем внимание на его внешний вид – то во что он одет. Красивый и аккуратный головной убор, который подчёркивает лучшие качества обладателя – уже с древности является нашей визитной карточкой.
Начиная с XI в. на Руси шапки были самым важным дополнением как в мужском, так и в женском костюме. Кроме своего главного назначения — сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Шапка была больше, чем какой-либо другой предмет одежды, по шапке можно было определить статус в обществе, символ власти, успеха ,знатности и богатства. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка». Молодые девушки носили распущенные длинные волосы,заплетённые в косу,которвые закалывались низко на затылке. Прическу украшали шелковой вышитой лентой, деревянным или кожаным обручем с высокой зубчатой передней частью.Одевали повязку, которая называлась чело кичное, обруч — венец. К ним прикрепляли височные кольца и налобные металлические украшения. Замужние женщины накрывали волосы повойником из тонкой ткани или шелковой сетки. Повойник состоял из дна и околыша, который туго завязывался сзади. Поверх повойника носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Убрус имел форму прямоугольника длиной 2 м и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком. Сверху знатные женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.
А мужской костюм дополняла шапка, эта шапка была четырёх видов.
Первый вид шапок –это маленькие шапочки, которые носили зажиточные люди, следуя восточным обычаям, такие шапки назывались тафьями, прикрывавшие только макушку.Шапку расшивал шелками и жемчугом .
Другой вид шапки – остроконечный назывался колпаком. Богатые носили колпаки из белого атласа, а по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины.Такие шапки носили и бедные мужики,только они были сшитыты из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
Третий род шапок - четвероугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра; летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой. На ней делались также прорехи, как и на колпаке, с пуговками по шести на каждой прорехе. Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета. Такие шапки носили дворяне, дьяки и бояре, когда не были в параде.
Четвёртый род шапок - горлатные шапки,такие шапки исключительно носили князья и бояре. По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно ни оделся посадский, он не смел надеть высокой шапки, и даже в самих колпаках, обыкновенной народной шапке, вышина соразмерялась со знатностью носившего шапку. Горлатную шапку шили из драгоценных мехов с суконным верхом, а иногда с меховым. По своей фигуре она составляла обратную противоположность колпаку, ибо кверху была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, окаймлённая вдоль образцами или плащами с насечками. На одной стороне прорехи делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какую-нибудь фигуру. Например, в виде змейки, львиной головы и прочего, на другой стороне прикреплялись золотые пуговки, иногда с драгоценными камнями в середине. Во время парада боярин надевал тафью, на тафью колпака, а на колпак горлатную шапку. Так же и в царских выходах царям подавались шапки с колпаком.
Знатные люди считали приличием и достоинством своего сана кутать как можно больше голову, и часто в комнате за нарядными столам сидели в своих тяжёлых шапках. Когда они возвращались домой, то, сняв шапку, напяливали её на болванец, расписанный нарядно иконописцами и составлявший украшение в доме. Обычай так закутывать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, очень плотно стриглись, а иногда даже и брили себе головы. Только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали; без этого все старались стричься как можно плотнее и перед каждым большим праздником все считали долгом непременно стричься. Зато все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холили её, берёг и расчёсывал гребешком из слоновой и моржовой гости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритьё бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви борода долго сохранилась и почиталась необходимою принадлежностью человека, и если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело.
Данное обстоятельство совершенно не соответствует нынешней истории. Наступили другие времена, каждый живет по-своему, придерживается своего личного мнения, а что касается вопросов моды и стиля, то неизменным остается только классика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: