Головной убор – экскурс в историю

0009-019-ZHenskie-golovnye-ubory-kokoshniki

В древние времена головной убор считался признаком могущества, власти и богатства. Так, к примеру, в Древнем Египте носить специальный полосатый плат, поверх которого надевалась корона, мог лишь фараон. Остальные люди могли носить только парики, причем размеры парика зависели от происхождения человека: чем человек был знатнее по происхождению, тем и парик у него был массивнее и пышнее

В средние века в обиход вошли плащи с капюшонами самой различной формы, а также накидки на голову. По своей длине капюшон практически не имел ограничений и мог доходить порой даже до пояса. Головной убор в то время считался предметом роскоши; его украшали собранными пучками из перьев, так называемый плюмаж, а также драгоценными камнями, мехами, ленточками.

Постепенно в моду начинают входить генини – высокие конусоподобные головные уборы, увидевшие свет в 1395 году благодаря Изабелле Баварской. Генини лишь в 1400-х годах перестали будоражить умы светского народа и постепенно исчезли из всеобщего обихода. Высота каркаса для генина, изготавливающегося из твердой бумаги и обтянутая шелком, варьировалась в зависимости от того, какое место человек занимал в обществе. Так, к примеру, каркас для принцесс в высоту доходил приблизительно до 1 м, а каркас для придворных – где-то 60 см. Поверх дорогих тканей, которыми обтягивался каркас генин, нередко пускали легкую прозрачную вуаль, закрывающую лицо. Если из-под генин выбивались волосы, то их сразу же выбривали. Со временем конусообразные генини стали заменятся генинями в форме полумесяца.

Головной убор служил также своего рода отличительным знаком для людей, приговоренных к смертной казни через сожжение, так называемых еретиков. Им на голову надевали картонные остроконечные колпаки с изображением чертей.

Спустя некоторое время в Европе стали носить тюрбаны – специальное полотно, которое повязывали на голову. Моды на женские и мужские тюрбаны пришла в Европу с Востока. Где-то в XVII – XVIII веках головной убор такого типа постепенно исчез из моды жителей Европы и вернулся лишь во времена Наполеоновских походов.

Неким подобием тюрбана было полотно материи, которое наматывали на голову поверх тюбетейки – чалма. В Средней Азии чалму могли носить все мужчины в возрасте с пяти лет; исключение составляли лишь нищие и поденщики. Чалма, в зависимости от материи и украшений делилась на чалку парадную и чалму домашнюю, обиходную.

В средневековье в Европе в моду вошел головной убор под названием «чепец». Первоначально как женщины, так и мужчины пользовались им лишь во время сна и купания. Со временем мужчины перестали носить чепцы, но в женском гардеробе он оставался вплоть до конца XIX века.

Приблизительно в XIV и XV века лидирующие позиции в Европе заняла французская мода. Головные уборы в то время отличались своей длиной и украшались композициями из павлиньих перьев. Войлочные шляпы также пользовались большим спросом и популярностью.

Испокон веков все восточные славяне, независимо от принадлежности к тому или иному сословию, носили чуть расширяющиеся кверху шапки. Шапки изготовляли из войлока, бархата, парчи, украшались мехом.

Бояре в XIV и XV веках носили так называемые многослойные шапки: на низ надевалась узорчатая шапка скуфья, а сверху – специальный колпак и меховая горлатная шапка. Такие многослойные шапки стали отличительной чертой бояр XIV - XV веков. Женщинам, особенно замужним, вообще запрещалось показываться на улице с непокрытой головой; кокошники, сороки, кики – вот главный головной убор женщин того времени.

Благодаря Великой Французской революции в моду вошел красного цвета фригийский колпак; головные уборы стали окрашиваться в синие, белые и красные цвета, а также украшаться ленточками и кокардами.

В XV веке по головному убору можно было определить сферу занятости человека: в шапке из бобра ходил нотариус, в беретах ходили врачи и художники, в черной шапочке с четырехугольной тульей ходил богослов и т.д. Мода на мужской и женский береты распространилась в Европе в XV-XVI веках. Этот мягкий головной убор, украшенный перьями, камнями и вышивкой делали из бархата. И по сей день в гардеробе многих модниц мы можем отыскать различного материала и различной формы береты.

Фетровые шляпы получили свое распространение в XVI веке. Из-за того, что шляпы из фетра частенько изображали такие великие художники как Рубенс и Рембрандт, то их стали называть шляпами а-ля Рембрандт и а-ля Рубенс.

В это время в силу вступили новые законы, касающиеся головных уборов. Так, к примеру, находясь в помещении, мужчины шляпы не снимали, не расставались со шляпой также и во время еды, при встрече шляпу нельзя было снимать с головы и т.д.

В вопросе шляп женщины ничуть не отставали от мужчин. Правда, по мере того, как изменялась дамская прическа, менялась и форма головного убора.

В XVIII веке мужчины и женщины стали подгибать поля своих шляп сразу в нескольких местах. Постепенно это вошло в моду, и покрой шляпы претерпел заметные изменения. Начали появляться треуголки (их носили как мужчины, так и женщины), затем двухуголки (их носили только мужчины).

В Англии в XVIII веке становится модным носить высокие шляпы с относительно маленькими полями – цилиндры. Первоначально мужчины носили цветные цилиндры, в частности, светло-серые, но со временем цвет цилиндра стал однотонным.

В 1835 году парижанин по фамилии Гибус придумал новый вид головного убора – шапоклак. Эта шляпа была сделана в форме цилиндра и легко складывалась благодаря специальному проволочному каркасу. Вплоть до 1914 года головной убор такого типа был неизменным дополнением к мужскому бальному туалету.

Примерно в то же время в моде была и так называемая касторовая шляпа, которую изготовляли из выделенного бобрового, или же козьего пуха.

Со временем, цилиндр и касторовая шляпа претерпели некоторые изменения, слились воедино, и получился абсолютно новый головной убор – котелок. Головной убор с узкими полями и куполообразной чудьей – котелок, всегда был неизменного черного цвета. Вплоть до середины XX века котелок и зонтик являлись отличительными элементами официальной формы одежды.

Женщины в 1800-х годах носили головной убор под названием «капот». Однако, со временем, шляпа капот стала прерогативой исключительно пожилых женщин.

На рубеже XIX и XX веков в моду вошли соломенные шляпы с ровными полями и плоской тульей – канотье. Канотье носили как мужчины, так и женщины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: